Начало новой ступени - 5 класс.


В жизни каждого ученика бывает важный момент – переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.

Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать самостоятельно и с помощью взрослых новые знания и навыки.


В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”.


Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Но следует упомянуть, что переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Это и резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней.


В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации происходит в течении 2-4 недель после начала учебы. Однако, есть дети, у которых этот процесс затягивается на 2–3 месяца и даже больше.


В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Родители! В этот период вашему ребенку особенно нужна помощь и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе.


Рекомендации для родителей

1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Постарайтесь запомнить детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.


2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца.


3. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него. Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.


4. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.


5. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.


6. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.


7. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.


8. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха и обрести уверенность в себе.


Успехов Вам и Вашим детям!