КАК ОЦЕНИВАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УСПЕХИ СВОИХ ДЕТЕЙ?
Как относиться к школьной оценке в семье? Как сделать так, чтобы ваше отношение положительно влияло на вашего ребенка, а не угнетало его еще больше?
ПРАВИЛО I: УСПОКОИТЕСЬ.
Сконцентрируйте свое внимание на дыхании: один, два,...десять.. Почувствуйте спокойствие, равновесие. Запомните про свои бывшие "успехи". Постойте в башмаках своего родного ребенка. А вот теперь можно начинать разговор, а может... только послушать ребенка, сочувствуя его бедам, а может...помочь разобраться в сложной теореме, а может... Помните, что общаться злым, рассерженным все равно, что включить в автомобиле "газ" и нажать на тормоза.
ПРАВИЛО 2: НЕ СПЕШИТЕ.
Старый, вечный педагогический грех. Мы ожидаем от ребенка всего и сейчас. Мы требуем немедленных успехов, иногда мы получаем их, но при этом не представляем, как навредили. Нам нужно, чтобы ребенок учился сегодня хорошо, мы принуждаем эго - он учится, но становится зубрилкой и ненавидит учение, школу, а может и вас.
ПРАВИЛО 3: БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ.
Вы любите своего ребенка, несмотря на его успехи в школе. Он ощущает вашу любовь, и это помогает ему быть уверенным в себе и преодолеть неудачи. А как же относиться к неудачам? Они нас огорчают и...все.
ПРАВИЛО 4 : НЕ БЕЙТЕ ЛЕЖАЧЕГО.
Двойка, а для кого-то и четверка - достаточное наказание, поэтому нецелесообразно дважды наказывать за одни и те же ошибки, Ребенок ждет от родителей не укоров, а спокойной помощи.
ПРАВИЛО 5:
Чтобы ребенок избавился от недостатков, старайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться больше всего, и говорите только про него.
ПРАВИЛО 6:
Выбирайте самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех школьных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Однако если вас обоих волнует, например, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и пересказ.
ПРАЗИЛО 7: ГЛАВН0Е.
Хвалите исполнителя, критикуйте исправление. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь отделить оценку отличности, от оценки его работы.
ПРАЙЛО 8: САМОЕ ТРУДНОЕ.
Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его личными вчерашними, а не только с государственными нормамми оценивания и неуспехами соседского Ивана.
ПРАВИЛО 9: НЕ СКУПИТЕСЬ НА ПОХВАЛУ.
Строя отношения с собственным ребенком, не ориентируйтесь только на школьные оценки. Нет такого двоечника, которого не за что похвалить.
ПРАВИЛО 10:
Выделить в море ошибок островок успеха на котором сможет держаться, укореняться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детскую работу нужно достаточно индивидуально, тактично. Именно при такой оценке в ребенке нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
ПРАВИЛО 11: РЕАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ.
Ставьте перед ребенком более конкретные и реальные цели, и oн попробует их достичь. Не соблазняйте ребенка целями, которых он не может достичь.
ПРАВИЛО 12: НЕ РВИТЕ ПОСЛЕДНЮЮ НИТЬ.
Довольно часто взрослые требуют, чтобы до занятия любимым делом (хобби) ребенок исправил свою успеваемость. В ряде случаев такой запрет имеет стимулирующий характер и действительно побуждает ребенка к учебе. Но так бывает чаще тогда, когда дела с учебой еще не сильно запущены и к нему еще есть интерес. Если же его нет, а у ребенка есть «хобби», область живого интереса, то её нужно не запрещать, а любыми способами поддерживать, петому что это та ниточка, за которую можно вытащить ребёнка к активной жизни в учёбе.
Для того, чтобы все правила были эффективными необходимо их объединить: ребенок должен быть не объектом,а соучастником собственной оценки. Его следует научить, самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимымкомпонентом умения учиться – главного способа преодоления трудностей в учёбе.